Уничтожение памятников
В такие поворотные периоды, когда переписывается история, которая всегда рассматривается с точки зрения победителей, нередко происходит массовое уничтожение памятников. Сталин стал не единственным объектом Dam— Natio Memoriae; та же судьба постигла многие памятники и символы режима испанского диктатора генерала Франко. Вскоре после Wen.De было принято решение разрушить Palast der Republik, здание парламента ГДР, которое следует отнести к этой же категории исторических памятников.
Во всех странах, помИмО памятников, изначально задуманных как мемориалы, есть и другие исторические памятники, вносящие долгосрочный вклад в коллективную национальную память. СложивШИйся в двадцатом веке подход к памятникам истории и искусства и продолжает идейное направление девятнадцатого века, ориентированное на развитие национального сознания и потребность людей в подтверждении собственной культурной идентичности. Это историческое направление в неявной форме заложено в самой строительной среде и в том, что в ней происходит. Культ национального наследия имел двойную цель. С одной стороны, было необходимо сохранять LiЕих De Memoire’ для своих сограждан, с другой стороны, этот культ был призван демонстрировать внешнему миру уникальность своей национальной культуры. Связь памятников и туризма всегда был важным фактором. Неоспоримые примеры этого — испансКиЕParadores 1920-х годов и их португальские аналоги 1930-х годов, Pousadas". Эти пристанища создавались в исторических зданиях, таких как замКИ или монастыри. Кроме того, возникали и новые гостиницы; обычно они строились в местном или национальном стиле на уникальных национальных ландшафтах. Придание мемориального характера ландшафтам было в 1960-е годы также лейтмотивом архитектуры туристических сооружений в Греции. В качестве примера назовем белое сооружение Сесара Манрике, исполненное в традиционном стиле в окружении черного вулканического пейзажа в Лансароте. Сходная стратегия применялась итальянцами в колониальной Ливии в 1920-е — 1930-е годы; замысел состоял в том, что сочетание истории Северной Африки и современной итальянской архитектуры будет иметь двойную привлекательность для туристов.